USD 60.22
  EUR 71.25
Время работы: пн-пт: 10:00-19:00

Паломнические туры

Обращаясь к теме православных святынь Болгарии, следует отметить, что центральное место среди них занимают монастыри. История создания большинства из них уходит корнями в глубь веков. Создание монастырей началось с христианизации Болгарии, осуществленной мудрым политиком князем Борисом I во второй половине IX века (865 г.).

С этого момента, когда христианство становится официальной религией Болгарии, начинается радикальный переворот в сознании и духовной жизни народа. Обращение болгар к вере во Христа нашло отражение и в национальной культуре. Болгария становится центром славянской письменности и культуры. Болгарские монастыри –
явление уникальное, самобытное и близкое душе каждого православного славянина. Среди всех монастырей Болгарии главным, без сомнения, является Рильский монастырь Пресвятой Богородицы. Святой преподобный Иоанн Рильский родился в последней трети IX века и принадлежал к первому поколению болгар, выросших после крещения Болгарии. Как свидетельствуют почти все его жития, родом святой был из Средецкой (сейчас Софийской) области, а точнее из села Скрино. С раннего детства ушедший от мирской суеты,
стремившийся к просвещению, благочестивый отрок после смерти родителей раздал все свое имущество селянам, затем принял постриг и находился на обучении в монастыре святого Димитрия, расположенном у подножия горы Руен, который тогда был очагом духовной жизни и просвещения.

По завершении обучения Иоанн оставил Руенский монастырь и стал жить отшельником, не заботясь ни о пропитании, ни о теплой одежде, ни о жилье. От человека к человеку
передавался рассказ о необыкновенном старце из Рильской пустыни. Благочестивый народ со всей Болгарии стал стекаться к месту обитания Иоанна и, подражая ему, «одни оставались жить у него, другие приходили для того, чтобы услышать его назидательное слово, третьи просто хотели увидеть святого и получить благословение, за исцелением приходили больные люди – и никто не уходил от старца обделенным, всякий получал желанную благодать Христову. Каждому святой Иоанн давал потребное,
но не надменно, как бы преподнося великий дар, а словно исполнял свой долг, и смиренно, будучи необыкновенным и скорым врачом…, исцелял все болезни. Тех, кто пожелал остаться с ним, он вел ко спасению» . Таким образом, само бытие святого Иоанна становилось лучшим свидетельством глубины православной веры. Постепенно вокруг жилища святого Иоанна образовался монастырь, непохожий на другие обители своей евангельской простотой и глубиной нищелюбия. Презрение суетной славы, восстановление в душах
страдальцев нарушенного духовного равновесия вызывало такой резонанс в обществе, что в отдаленный от столицы монастырь потянулись люди разных сословий. Неподалеку от обители расположена постница святого Луки. Здесь в середине XIX века находилась келейная школа, где учительствовал и творил болгарский просветитель Неофит Рильский. Чуть далее на северо-восток от монастыря отстоит постница святого Иоанна Рильского или Старая постница, с церковью, где хранится гроб святого Иоанна. Она встроена в пещеру –
прижизненное жилище святого отшельника. Тут же находится камень, на котором в молитве проводил он дни и ночи. По дороге от Старой постницы к монастырю открывается вид на несколько горных вершин. Одна из них называется «Царская вершина», и по преданию, именно до нее добрался царь Петр, желавший побеседовать со святым Иоанном. Монастырь расположен в самом сердце Рилы, на высоте 1147 м. над уровнем моря, на правом берегу реки Рилска. Это самый выдающийся памятник болгарской культуры и архитектуры
эпохи Национального возрождения. На протяжении веков он играл исключительно важную роль в болгарской истории, в борьбе народа за духовную и политическую свободу. Он был основан в X веке святым покровителем Болгарии Иваном Рильским.

В современном виде монастырь был отстроен в 1816 – 1847 годах болгарскими зодчими. Снаружи он напоминает неприступную средневековую крепость, в то время как расположенные во внутренней его части главная монастырская церковь
Рождества пресвятой Богородицы и остальные монастырские здания с их колоннадами, лестницами и балконами поражают красотой и великолепием стиля эпохи Болгарского национального Возрождения. Вызывает интерес и старая монастырская кухня (магерница) с конструкцией из восьмиугольников, возвышающихся на 22 метра и увенчанная куполом. В центре монастырского двора находится единственное строение, которое сохранилось еще со времен средневековых строений – это неприступная каменная Хрельова башня (1335 год).
На последнем этаже башни расположена часовня преображения Господня с настенными росписями XIVвека. Представляют интерес и росписи остальных трех часовен, фасадных арок, гостевых домов, а также церквей, которые расположены в окрестностях монастыря.

Огромный вклад в росписи внести мастера - иконописцы Самоковской и Банской художественных школ. На стенах главной соборной церкви в соседстве с библейскими сценами размещены портреты ктиторов чисто светского характера. Подлинным шедевром
искусства резьбы по дереву является огромный иконостас монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, украшенный ажурной резьбой, выполненный из орехового дерева и покрыт позолотам. Особый интерес представляет монастырская библиотека, которая состоит из 16 000 томов ценных книг, многие из которых уникальны. В восточном крыле монастыря создан музей, в котором хранятся врата Хрельовой церкви, старинное оружие монастырской стражи, грамоты болгарских царей. Исключительную ценность представляет резной деревянный крест, над созданием которого монах Рафаил трудился 12 лет и под конец ослеп от кропотливого усердного труда, оставив потомкам уникальное художественное творение. Рильский монастырь как памятник огромной ценности включен в список объектов мирового наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО.

Каждое лето монастырь принимает многочисленные группы паломников и туристов, обширный двор обители становится похож на оживленную площадь. В остальное же время иноки и посетители монастыря остаются наедине с тишиной, которую нарушает лишь шум реки Друшлявицы и монастырских источников. Во всем этом безмолвии ощущается незримое присутствие основателя и хранителя Рильской обители святого Иоанна.

Бачковский монастырь Пресвятой Богородицы ПетричскойРасположенный среди живописной природы Южной Болгарии Бачковский монастырь по величине, художественному и культурному значению можно сравнить только с Рильским монастырем. Он был основан в 1083 году византийским полководцем Григорием Бакуриани, грузином по происхождению. Тогда братия обители состояла только из монахов-грузин. Монастырь имел полное самоуправление, владел большими богатствами, и его территория простиралась на многие километры. При царе Иване Александре монастырь населили болгары, и он получал от правителя поддержку и щедрые дары.

С момента основания в обители не угасала литературно-просветительская работа. В первые годы завоевания страны османами в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий Тырновский, продолжавший в его стенах свои труды. Затем монастырь разрушили турки, но уже к концу XVI века он был восстановлен. Именно Бачковский монастырь стал наиболее значимым духовным и просветительским центром в тяжелые для Болгарии годы. Монастырь обладал большим авторитетом, являлся местом массового паломничества. За все время турецкого владычества в нем было построено и расписано несколько церквей.

На сегодняшний день Бачковская обитель является настоящей сокровищницей болгарской культуры прошлого. Это редкий монастырь Болгарии, в котором уцелели старые монастырские постройки и фрески. В музейной коллекции монастыря собраны реликвии, связанные с его историей и духовным развитием – иконы, старопечатные книги, предметы церковной утвари. Как и в былые годы, в обители проходят службы и молятся иноки.

Троянский монастырь Успения Пресвятой БогородицыТроянский монастырь, третий по величине в Болгарии после Рильского и Бачковского, расположен на северном склоне Троянского Балкана среди живописной природы. Он стоит на берегу быстрой горной реки Черни Осым. Воздух в этих краях отличается особенной свежестью. Становление Троянского монастыря происходило в трудные годы османского владычества, но обитель, много раз подвергавшаяся нападениям турок, разорению, достойно выдержала все испытания. Монастырь был крепкой опорой нуждающимся в прошлые столетия, и поныне в нем постоянно проходят богослужения, трудится монастырская братия, нет недостатка в богомольцах. В эпоху болгарского Возрождения при монастыре были открыты келейные школы. Троянская обитель активно участвовала в освободительной борьбе против османского ига. В монастыре Василом Левским был организован революционный комитет, в который входили монахи и троянская молодежь. Интересен своей оригинальностью архитектурный ансамбль монастыря. Особую ценность представляют настенные росписи, выполненные знаменитым мастером самоковской школы живописи Захарием Зографом.

Роженский монастырь Пресвятой БогородицыДорога к Роженскому монастырю пролегает среди удивительной природы, она петляет среди скал и возвышенностей причудливой формы. Сам монастырь расположен на вершине холма, и при подъезде к нему открывается вид на просторы Южной Болгарии и Греции. Самое раннее упоминание о монастыре встречается в рукописи XIII-XIV века.

Однако конкретных исторических сведений о жизни в монастыре в то время не сохранилось. После нападения турок монастырь был обновлен в XVI веке. Тогда же была построена или отреставрирована существующая сейчас монастырская церковь. Большую ценность и интерес представляют ее оригинальные старинные росписи и резной иконостас, выполненный виртуозно талантливыми мастерами в XVIII-XIX веках. Монастырь по праву считается одним из крупных центров болгарской духовной культуры периода османского владычества. На данный момент монастырь действующий, но, к сожалению, как и во многих современных монастырях Болгарии, насельники сетуют на недостаток молодых кадров.

Килифаревский монастырь Пресвятой БогородицыИстория создания и расцвет Килифаревского монастыря тесно связаны с подвижнической жизнью святого преподобного Феодосия Тырновского и его ученика Евфимия, патриарха Тырновского.

Монастырь основан в середине XIV века по указу царя Ивана Александра неподалеку от Тырново. Вскоре он стал одним из главных центров духовной культуры в Болгарии. На данный момент монастырь действующий.

Черепишский монастырь Успения Пресвятой БогородицыЧерепишский монастырь расположен у подножья величественных скал на берегу реки Искыр. Свою историю он начинает в конце XIV века, но особо ценный вклад в духовную культуру Болгарии вносит позже, в XVII-XIX веках, когда обитель была известна своей духовно-просветительской деятельностью. В монастыре трудились поколения писателей, переводчиков и каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы. В эпоху турецкой экспансии Черепишский монастырь поддерживает постоянную связь с русскими обителями. В XVIII веке история монастыря тесно связана с именем святого Софрония, епископа Врачанского. Епископ Софроний почитаем в Болгарии не только как подвижник, пастырь, способствовавший духовному укреплению своей родины, но как многосторонняя творческая личность, автор, переводчик, учитель и даже политик, всю свою жизнь посвятивший просвещению болгарского народа, сохранению и умножению его самобытной культуры, борьбе за национальную независимость. Духовный подвиг епископа Софрония приобретает совершенно особое значение для народа Болгарии, если обратить внимание на тяжелую ситуацию, сложившуюся в середине XVIII – начале XIX веков в болгарских землях. Росписи в старой церкви почти не сохранились, они были созданы в середине XIX века живописцем Тревненской школы. Но те, что сохранились, и сегодня впечатляют, приковывают к себе внимание паломника. Монашеская жизнь в обители не угасла и теперь, при монастыре открыта духовная семинария. Люди со всей округи стекаются в монастырь на праздничные службы.

Гложенский монастырь св. Георгия ПобедоносцаГложенский монастырь по местному преданию (пока научно не подтвержденному) был основан русским князем Георгием Гложем, который с разрешения болгарского правителя Ивана Асена II поселился в этих местах, спасаясь от преследования татар. Как и многие обители Болгарии, пережив период запустения после установления турецкого ига, с конца XVI века Гложенский монастырь вновь набирает силы и превращается в культурно-просветительский центр. В XVIII веке в двух метохах (подворьях) монастыря созданы келейные школы. Позже, в период национального Возрождения, при игумене Евфимии Симеонове, близком друге Васила Левского, Гложенская обитель принимает активное участие в освободительной борьбе. К настоящему времени древних построек или росписей в монастыре практически не сохранилось и монашеская жизнь угасла. В зимнюю пору до обители почти невозможно добраться – она расположена на высокой скале, открытой ветрам, и путь туда лежит по трудной извилистой дороге. Обратив внимание на незначительную часть богатейшего монастырского наследия Болгарии, хотелось бы в заключение отметить следующие моменты.

Созидание монастырской культуры в Болгарии на ранних этапах развития начинается сразу с очень высокого духовного и культурного уровня, поскольку у его истоков стояли универсально образованные, духовно взращенные ученики святых Кирилла и Мефодия. Редкая способность сочетать подвиг безмолвия и подвиг учительства, что так ярко проявилась в жизни святого Григория Синаита, Григория Паламы, Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских, дала удивительные плоды в саду монастырской культуры. Не будь этих плодов, т.е. целой плеяды подвижников духа, бывших одновременно высоко образованными людьми, Болгарию в годы рабства ожидала бы деградация народа или массовый переход в ислам. Притягательность и сила монастырской культуры Болгарии, вызревшей с IX по XIV века, была столь велика, что даже разрушение монастырей в годы османского ига, как правило, не становилось итогом их бытия – они возрождались монахами и мирянами. Более того, именно в условиях турецкого рабства, несмотря на систематические угрозы, грабежи и поджоги обителей, возрождались уникальные монастырские комплексы, которые являлись не только духовными, но и культурно-просветительскими центрами.

Заказать звонок

Поля, отмеченные «*» обязательны к заполнению
Имя:*
Телефон:*